Клубника - делаем бизнес на спелой ягоде

Клубника, она же земляника садовая — ягода в Украине особо почитаемая. Едва ли найдется хотя бы один дачник, не выращивающий эту ароматную культуру. Тем не менее спрос, равно как и цены на клубнику, ежегодно растет в среднем на 30-50%. И потому не стоит удивляться, что некоторые садоводы-любители переквалифицировались в предпринимателей, успешно сочетая хобби и бизнес по выращиванию столь любимой культуры.

При этом качественный продукт даже брендировать нет необходимости. «Дело в том, что потребитель в первую очередь смотрит на качество и товарный вид продукта, а имя производителя в данном случае его не интересует, — поясняет Мария Колесник, руководитель аналитического отдела консалтингового агентства «ААА». — Ведь создание и продвижение торговой марки — это дополнительные, причем существенные, затраты, которые в данном случае радикально не влияют на денежный поток в будущем, а следовательно, не являются целесообразными».

Тем не менее маркетинговые технологии эффективны и в этом бизнесе. К примеру, несколько лет назад с легкой руки ученых спрос на клубнику в Великобритании вырос в три раза: достаточно было окрестить ягоду «природной виагрой».

Цинк, который содержится в ней в большом количестве, как оказалось, усиливает сексуальное влечение. И в качестве прелюдии к сексу ученые мужи советовали партнерам съедать по пригоршне ягод. В Украине же увеличение потребления клубники вызвано совершенно иными факторами.

Клубника - десертный продукт

В несезон в украинских супермаркетах можно встретить импортную клубнику по басно-словным ценам — порядка 70 грн. за 1 кг. Крайне редко — 45 грн. В то время как стоимость отечественной клубники, не уступающей по своим качествам заморской ягоде, колеблется в пределах 20-40 грн. Причем украинские компании вовсе не демпингуют.

«Себестоимость ягоды, выращенной в украинских теплицах, выше, чем в открытом грунте: 11 грн. за 1 кг против 2,7-4 грн. Но этот бизнес выгоден, потому как цена продажи садовой земляники из пленочных теплиц (период с 20 апреля по 20 мая) стартует от 40 грн. за 1 кг, постепенно снижаясь до 20 грн. за 1 кг, — делится с «ВД» нюансами бизнеса Вадим Дудка, директор ООО «Агроанализ» (входит в группу компаний, занимающихся выращиванием, продажей рассады и саженцев, а также предоставляющх консультации в аграрном бизнесе). — Еще на себестоимость влияет размер посадочных площадей. Если засадить ягодой, скажем, 20-40 га, то можно выйти и на себестоимость в 2 грн. за килограмм. Но для того чтобы наладить рентабельный бизнес по выращиванию садовой земляники в открытом грунте, достаточно 0,5-1 га, тогда как в случае с теплицами будет достаточно и 30 соток».

В свою очередь Мария Колесник добавила, что важна не только площадь посадки, но и применяемая технология выращивания. Например, в Израиле урожайность клубники, выращенной в теплице, достигает 95 т с 1 га. В Украине хорошим показателем считается 50 т, крайне редко кому-то удается собирать по 60 т с 1 га. С открытого грунта собирают порядка 35-40 т. На данный момент наиболее узнаваемые игроки украинского рынка — «Крымская фруктовая компания», «Подiлля-плант», «Дружба народов».

С одной стороны, тепличные хозяйства выгоднее, потому что земли нужно меньше, а зависимость от погодных условий практически равна нулю. Ведь солнечный свет и тепло всегда можно компенсировать искусственной подсветкой и подогревом. По словам Вадима Дудки, тепличный проект окупается за один сезон, и его рентабельность может превышать 100%. Но, с другой стороны, первичные затраты на организацию теплиц на 30-50% выше, чем при выращивании в открытом грунте. В среднем, чтобы по-строить тепличное хозяйство с рабочей площадью 1 га, потребуется 550-620 тыс. грн.

Однако выращивание клубники в открытом грунте таит свои опасности. Существует риск потери части урожая из-за превратностей погоды. Если во время сбора урожая зарядят дожди, то предприниматель может потерять до 30% ягод. В связи с зависимостью бизнеса от погоды его можно отнести к высокорискованному. «Ввиду больших рисков потери части продукции рентабельность производства не должна опускаться ниже 35%, — считает Мария Колесник. — Также к рискам можно отнести и тот факт, что обычно супермаркеты берут товар под реализацию, а ввиду высокой его цены и быстрой порчи в первое время возможны большие убытки».

Налаживание системы сбыта — отдельный вопрос, к решению которого следует подойти внимательно.

«Реализовывать клубнику можно в свежем виде или же сдавать ее на переработку. Естественно, перспективной считается поставка ягод особенно ранних сортов в супермаркеты, — говорит Евгений Христенко, частный предприниматель. — Но супермаркеты выдвигают высокие требования к качеству продукции: клубника должна быть одномерной, чистой, соответствующей окраски и т.п.».

По словам Марии Колесник, содержать собственные точки по продаже клубники в розницу для предпринимателя нецелесообразно. В зимний период более 80% товарной продукции стоит реализовывать через сети супермаркетов. В сезон, когда тепличная продукция заменяется полевой, акцент сбыта смещается на рынок и распределяется в соотношении 50:50. При этом переработчиков (производство соков, фруктовых йогуртов, заморозка, полуфабрикаты, джемы и т.д.) следует рассматривать как отдельный класс потребителей, доля которого в общем объеме продаж составляет около 30%.

«В свое время колоссальный интерес к ягодам проявили представители молочной отрасли. В разгар украинско-российской ценовой войны на молочном рынке отечественные производители были вынуждены расширить ассортиментный ряд. Они стали производить фруктовые йогурты, — рассказывает Вадим Дудка. — Причем они не только активно закупали ягоды, но даже реализовывали совместные проекты по выращиванию садовой земляники. По их стопам движутся и компании, занимающиеся заморозкой овощей и фруктов. Заморозчики также обзаводятся собственными полями».

Клубника - правила хранения и продажи

В разгар клубничного сезона на прилавках супермаркетов, да и на рынках, можно встретить продукцию в разном ценовом диапазоне — от 3-5 грн. за 1 кг до 10-15 грн. Естественно, мелкая или мятая ягода спросом у потребителя не пользуется. Чтобы исключить мелкую клубнику, следует обновлять плантацию не реже одного раза в два-три года. Потому как «мелочевку» собирают как раз с плантаций, которым по пять-семь лет. А чтобы обеспечить товарный вид крупной ягоде, следует придерживаться нескольких условий. Во-первых, стоит обзавестись камерой охлаждения, чтобы собранную клубнику сразу же охладить (это позволит сохранять продукцию в течение 14 дней). Плюс очень важно проконтролировать процесс сбора урожая. «Клубника — продукт скоропортящийся и нежный, решающее значение имеет то, как ее собирали. Идеальный вариант — когда к ягоде после срыва с куста никто не прикасается руками, вплоть до конечного потребителя. Она не должна пересыпаться или перекладываться. Целесообразно собирать клубнику прямо в ящик, в котором она будет продаваться», — советует Евгений Христенко.

Кроме того, перед уборкой нужно обязательно проводить инструктаж для сборщиков, объяснить им, что они не должны приносить на поле стеклянные предметы, иметь коротко остриженные ногти, чтобы не повредить плоды, и т.п. Всего одна потекшая ягодка может испортить всю клубнику, находящуюся в ящике. Наилучшей тарой являются небольшие корзины, пластмассовые или бумажные пакеты вместительностью 1-3 кг.

Однако, прежде чем предъявлять жесткие требования к сборщикам, их труд следует должным образом оплачивать.

«В среднем в день производительность труда одного сборщика составляет 40 кг, если ягода мелкая, и примерно 200 кг, если она крупная. При этом он зарабатывает 100 грн. в день. Деньги немалые, но этот «пряник» всегда дает возможность использовать и «кнут». Сборщик должен дорожить работой и помнить о том, что несоблюдение установленных требований приведет к его увольнению в тот же день», — раскрывает премудрости кадровой политики Вадим Дудка.

А вот вопрос с наймом агрономов и другими сотрудниками более высокой квалификации можно решить просто: отдать ведение проекта на аутсорсинг. Как сказал г-н Дудка, люди, начавшие этот бизнес с нуля, как раз и достигли наибольших результатов. Секрет прост: из-за незнания они были вынуждены довериться профессионалам и четко следовать рекомендациям по соблюдению технологии выращивания. Более того, среди клиентов компании «Агроанализ» есть фирмы, которые уже более пяти лет пользуются аутсорсинговыми услугами и даже не планируют обзаводиться собственными агрономами.

В завтрашний день ягодники входят с высоко поднятой головой. Хотя после вступления в ВТО конкуренция на данном рынке с международными, в первую очередь турецкими компаниями, существенно возрастет (на сегодняшний день Турция является ведущим круглогодичным поставщиком свежей клубники в страны ЕС). В то же время большинство агрофирм ориентируется, в первую очередь, на внутренний рынок, спрос на котором в ближайшее время будет расти примерно на треть в год.

Паспорт рынка

Объем: $36 млн*

  • Количество игроков — крупных — около 10
  • Рентабельность — до 100%

Цены:

  • Клубника тепличная — 20-40 грн./кг
  • Клубника c открытого грунта — 10-15 грн./кг

* Без учета потребностей переработчиков

Комментариев нет: