Украинский канцелярский рынок довольно молод. Более или менее цивилизованные черты он стал обретать лишь в 2000 г. Его принято называть рынком товаров для офиса и школы, поскольку около 40% операторов имеют в своем ассортименте не только канцелярские товарные категории.
Деловые аксессуары, ежедневники, пишущие принадлежности успешно реализуются и на других рынках: рекламном, сувенирном. Канцелярский рынок состоит из многих сегментов: пишущие и письменные принадлежности, бумажно-беловая продукция, товары для хобби и творчества, всевозможные товары для офисов, сувенирная продукция и др.Поэтому специфику деятельности компаний, работающих на этом рынке, различают, в основном, в зависимости от характера сбыта: дистрибуция, опт, розница, а также обслуживание корпоративных клиентов.
Многие игроки создают собственные ТМ, организовывая производство в странах Юго-Восточной Азии. Это не просто выгодно с экономической точки зрения, но еще и престижно. Безусловно, вывод новой ТМ требует сильнейшей маркетинговой поддержки. При этом особые методы продвижения не используются. А шаги по внедрению privatе label в основном предпринимают компании, имеющие дистрибуторский опыт, поэтому они идут уже проторенными путями.
По мнению самих операторов, единоличных лидеров на рынке канцтоваров пока что нет. Он ежегодно растет в среднем на 15-25% (в зависимости от сегмента). Однако рост объема рынка не определяет его слаженность. Рентабельным (речь идет, по словам операторов рынка, о верхней границе в 30%) этот бизнес по-прежнему остается для крупных компаний, использующих перекрестные каналы сбыта, то есть сочетающих опт, розницу и обслуживание корпоративных клиентов.
Общее состояние рынка характеризуется некоторым затишьем, и все ждут выхода иностранных игроков. Говоря о глобальных тенденциях рынка, Владислав Стамбурский, директор компании «Виват», сделал акцент на особенностях канцелярского ритейла: «Выросли арендные ставки — соответственно, традиционный канцелярский ритейл сокращается. Поэтому усиливается формат супер- и гипермаркетов крупных международных операторов, которые в будущем будут играть значимую роль на канцеляр-ском рынке Украины».
Игорь Гимпельсон, генеральный директор компании «Локси Групп», г. Харьков (специализация на пишущих принадлежностях (опт/розница)
Игорь Гимпельсон — фигура, заметная не только на канцелярском рынке. Он также владеет объектами торговой недвижимости и продуктовым магазином, с собственной кулинарией, и даже ювелирной фабрикой. Собеседник «ВД» создал универсальную систему управленческого учета, которая помогает ему управлять любым видом бизнеса.
Паспорт компании
- Год основания — 1991
- Штат — 250 чел.
- Количество ТМ — 14 (из них 12 представляются в Украине эксклюзивно)
- Товарооборот за 2007 г. — более 25 млн грн.
Игоря Гимпельсона застать в кабинете практически невозможно: основное место его дислокации — машина. Каждый кабинет, в котором г-н Гимпельсон начинает новое дело, передается директору-партнеру, который ведет этот бизнес в дальнейшем. Тем не менее директорская резиденция канцелярской компании полна оригинальных фетишей, которые наш собеседник привозит из поездок. По словам собирателя всякой всячины, сувениры несут в себе особую энергию, воспоминания, связанные с интересными местами, в которых ему приходилось бывать. И даже в какой-то степени являются отражением его внутреннего мира.
Генеральный директор компании «Локси» окончил Харьковский политехнический институт. Специальность электромеханика не просто не впечатляла амбициозного и предприимчивого парня, но и не обещала финансового достатка. Поэтому после института, чтобы не отрабатывать на госслужбе, он устроился на завод… за «взятку»: зарплату отдавал директору. Работал в ночную смену, чтобы взять отгулы, во время которых делал ремонты в квартирах. В начале 1990-х, в бурные времена развития кооперации, он ринулся в эту сферу. Впрочем, в итоге выжило только подразделение по производству бланочной продукции для бухгалтеров. С него-то и раскрутились.
Постепенно в ассортименте к бланкам стали прибавляться необходимые аксессуары для бухгалтеров: ручки, карандаши. Вскоре Игорь Гимпельсон открыл первый магазин канцтоваров, главным достоинством которого стало регулярное обновление ассортимента. Магазин стал очень популярным в городе, он и сейчас находится в том же дворе. Сегодня в компании «Локси» семь таких магазинов. Со временем встал вопрос о том, что компании пора выходить на новый уровень — опт. И следующим этапом стало создание отдельной оптовой компании.
Пять лет назад Игорь Гимпельсон начал ощущать зависимость от бизнеса. И возник следующий вопрос: как не создать воз, который грустно тянуть. Так он пришел к необходимости создания собственной системы управленческого учета. «Создать систему управления может только сам руководитель, — уверяет г-н Гимпельсон. — Чтобы компания стала успешной, нужна правильно выбранная стратегия, которая окупит ошибки в тактике. Я понял: если не управляешь, то теряешь».
Игорь Гимпельсон уверен, что не существует специфики управления тем или иным бизнесом, есть лишь этапы роста компании. По его мнению, любой предпринимательский проект в нашей стране должен вводиться только авторитарно. Далее уже можно переходить и на другие стили управления. И поэтому четко выделяет основные сферы деятельности руководителя: управление ресурсами, представительские функции, кадровые вопросы, технологии. «Любой руководитель — это дирижер, он может не уметь играть на скрипке, но должен понимать, как играет оркестр», — уверен собеседник «ВД».
Поскольку увлечений и интересов у Игоря Гимпельсона много, сейчас он задумывается о собственном ресторанном проекте — литературном кафе. И первый шаг в данном направлении уже сделан. Г-н Гимпельсон уже давно коллекционирует ресторанные меню. Точнее… крадет их по всему миру.
Ирина Худенко, директор компании «АлиС-плюс», г. Киев (специализация на обслуживании корпоративных клиентов канцелярскими принадлежностями и товарами для офисов)
Одесситка Ирина Худенко смогла создать собственную компанию в чужом городе, не имея абсолютно никакого опыта работы в торговой сфере. Она смогла увлечь за собой команду, несмотря на возможность предложить каждому зарплату 200 грн., в то время как другие платили $200-300. Начав с нуля, уже через три года она открыла свой первый розничный магазин канцтоваров и сувенирной продукции.
Паспорт компании
- Год основания — 2003
- Штат — ок. 70 чел.
- Количество ТМ — ок. 100
- Товарооборот за 2007 г. — 12 млн грн.
Побывав в кабинете Ирины Худенко, многие даже пытаются заимствовать идею оформления в одной цветовой гамме. Но секрет обезоруживающего благорасположения вовсе не в цвете, а в самой личности руководителя, которая сумела создать экстраординарный корпоративный стиль. «Выбирая цвет, символизирующий нашу компанию, мы хотели, чтобы он был неизбитым», — сказала Ирина. Так и получилось. Розовые ручки и карандаши, фоторамки, альбомы, каталоги, ежедневник, телефон, ноутбук, даже калькулятор и кресло, и уж тем более куклы вызвали у журналиста «ВД» умиление. «Многие клиенты и партнеры думают, что розовый — мой любимый цвет, и дарят все розовое. Первый такой подарок — от нашего поставщика — это розовый офисный лоток. Потом стали появляться мелочи, а на четырехлетие компании сотрудники подарили мне розовое кресло», — улыбается Ирина.
Промоушн и презентацию товара в компании решают зачастую при помощи экспериментов с выкладкой. Например, сейчас товары расположены по цветовым секторам: отдельно — желтое, отдельно — красное. Разрабатывая очередную акцию, программу лояльности для клиентов или просто макет нового каталога, Ирина прежде всего ставит себя на место потенциального клиента, представляя, что могло бы заинтересовать ее. Она даже не чурается сама раздавать флаеры, если нужно понять, насколько работает тот или иной рекламный ход.
Карьерный путь Ирины Худенко переменчив. Окончила Одесский государственный университет по специальности «преподаватель химии и биологии», работала преподавателем, врачом-генетиком и даже начала писать кандидатскую. Решающему повороту судьбы посодействовал муж, надоумив переехать в Киев.
В столице наша собеседница решила найти офисную работу, поскольку государственная зарплата и карьера научного сотрудника радужных перспектив не сулила. Ее долго не хотели никуда брать, мотивируя отсутствием нужного опыта работы в 30-летнем возрасте, да и эффектный яркий внешний вид одесситки тоже настораживал многих работодателей. Настоятельно напросившись менеджером в одну из столичных канцелярских компаний, Ирина проработала недолго, но за это время успела стать одним из лучших сотрудников.
К решению создать свой бизнес снова подтолкнул муж. Офис, который могла себе тогда позволить новоиспеченный директор, не мог присниться в самом кошмарном сне: тогда заброшенные помещения заводов сдавались в состоянии полной некондиции: на голову в буквальном смысле капала вода... Однако и за это место пришлось побороться, тем более что район был экономически выгоден с точки зрения концентрации поставщиков. Благодаря сложившейся ранее команде профессионалов клиентская база наработалась достаточно быстро, и обороты компании стали расти. Кроме того, на тот момент на рынке фактически не было конкуренции.
Как итог — на первом месте для Ирины всегда стоят человеческие отношения, поэтому слово «руководитель» существует для нее только формально. Безусловно, всегда находятся люди, пользующиеся чьей-то добротой. Но если один раз не сдержать слово, расположения от г-жи Худенко в дальнейшем ждать не стоит.
Владислав Стамбурский, директор «Компании «Виват», г. Чернигов (входит в группу компаний V&V group)
Владислав Стамбурский — обаятельная во всех отношениях личность. Канцелярский бизнес он гармонично совмещает с общественной деятельностью. Он также партнер и член наблюдательного совета Центра гуманистических технологий AHALAR, оказывающего бескорыстную помощь в образовании и совершенствовании человека.
Паспорт компании
- Год основания — 1992
- Штат — 120 чел.
- Количество ТМ 12, эксклюзивный представитель 9 брендов в Украине
- Товарооборот за 2007 г. — более 100 млн грн.
Европейский стиль поведения, изысканность манер и тонкий, искристый юмор — эти черты Владислава Стамбурского проявляются уже в первые 15 минут встречи. Убранство кабинета также поддерживает позитивный настрой. На стенах висят картины, нарисованные детьми. Галерею детских работ он пополняет, приобретая «полотна» на благотворительных аукционах, либо работами детей сотрудников.
После окончания физико-математического факультета Черниговского пединститута Владиславу о месте работы думать не пришлось. Еще на последнем курсе совместно с армейскими друзьями был организован «бизнес»: челночные поездки в Китай. Сначала возили не только канцтовары, но и все, на чем можно было тогда заработать. Спустя некоторое время к ассортименту стали подходить более избирательно, посещая уже и европейские страны. Ощущая недостаток знаний в области организации бизнеса, Владислав стал уделять внимание самообразованию, а также заочно окончил МАУП по специальности «менеджмент в производственной и непроизводственной сфере».
С ростом рынка канцтоваров назрела необходимость расширения компании и в то же время разграничения ее основных направлений деятельности. Так, в 2005 г. провели реорганизацию и создали группу независимых компаний V&V group. Сегодня это три компании, охватывающие основные направления в канцелярском бизнесе: обслуживание корпоративных клиентов, розничная сеть «Виват, канцелярия!», насчитывающая 21 торговую площадку по всей Украине, и дистрибуторская компания «Виват», директором которой является собеседник «ВД».
Реорганизация была весьма рискованным в стратегическом отношении поступком. Прежде всего, грозили потери персонала: коллектив привык к стилю каждого из руководителей, а подразделения пришлось расформировывать. Спорным был и экономический вопрос, поскольку значительно увеличивались расходы.
Но над стилем управления г-н Стамбурский особо не задумывается, однако признает, что для него характерен микс классического и авторитарного. «У нас в компании есть шесть базовых принципов для сотрудников: дисциплинированность и ответственность за результат, профессиональное стремление достичь более высокого качества во всем, инициативность, целеустремленность, способность работать в команде, порядочность. В этих принципах отражена философия компании, принципы корпоративной культуры. Это также прописано и задекларировано в официальном внутреннем документе — корпоративном кодексе, — рассказывает Владислав. — Эти шесть базовых принципов присутствуют всюду: вклеены в ежедневники сотрудников, содержатся на информационных носителях внутри офиса. Они «настраивают» на эффективность, а также способствуют более мягкой адаптации новых сотрудников».
О факторах успеха в канцелярском бизнесе, по мнению Владислава Стамбурского, можно написать целую книгу. Но две главные и неотъемлемые составляющие, по его мнению, таковы: создание надежной команды и выстраивание системного подхода к бизнесу. Г-н Стамбурский абсолютно согласен с принципом, сформулированным Джимом Коллинзом в книге «От хорошего к великому»: «Сначала — кто, а потом — что».
Похоже, этим же принципом он руководствуется и на отдыхе. Даже отдых зачастую проходит с партнерами по бизнесу. Причем они же — и его давние друзья. Поэтому Владислав заряжается яркими впечатлениями как от обычных путешествий, так и от горных лыж и дайвинга.
Автор: Наталья Волошина
Источник: Власть Денег
Комментариев нет:
Отправить комментарий