Идеи для бизнеса: 10 самых необычных

Чтобы преуспеть в бизнесе, который кажется слишком оригинальным, а потому бесперспективным, необходима пресловутая незашоренность мышления и готовность к риску. У необычных видов предпринимательства есть ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с привычными видами деятельности. Среди прочих — невысокий порог вхождения в бизнес, а также отсутствие конкуренции на рынке. Мы выбрали десять оригинальных идей малого бизнеса, которые были относительно успешно воплощены за рубежом, и попросили наших экспертов оценить возможность их применения в Украине.

Бизнес-идея 1: носки почтой

Кто: Сэми Личти и Марсель Рот

Клиенты: предприниматели и менеджеры разных мастей

Данные о доходе: по неофициальным данным, с 1999 по 2006 год компанией реализовано 120 тыс. пар носков в 25 стран мира. Предположительно годовой оборот составляет более $1,5 млн

Идея: В 1994 году выпускник университета швейцарец Сэми Личти работал в рекламном агентстве. Однажды ему предстояла встреча с японскими партнерами в чайной, где по традиции нужно снимать обувь. Там и выяснилось, что носки у Сэми непарные, да к тому же дырявые. Он сидел в позе лотоса, стараясь уложить ноги так, чтобы ни японцы, ни присутствовавший на переговорах босс не заметили его носков.

Через месяц у Сэми появилась идея, давшая старт его необычному бизнесу. Он решил осуществлять доставку носков по подписке в интернете. Вместе с другом Марселем Рот он создал компанию BlackSocks («Черные носки»). На сайте компании мужчинам предлагается сделать выбор: носки или гольфы. Цвет выбрать нельзя, все они только черные. Затем оформляется подписка, и клиенты получают по почте носки в подарочной упаковке. Частота доставок разная: три, четыре или шесть раз в год. В каждом комплекте три пары. Ежегодная абонентская плата — от EUR69. Дороговизну носков основатели компании объясняют их высоким качеством: носки производят на севере Италии, используя пряжу высшего качества.

Комментарий: Олег Кравчук, заместитель начальника отдела продаж АОЗТ «Украина» (ТМ «Легка хода»)

— В целом описанная выше бизнес-идея применима для любого товара. Но я считаю, что подобный бизнес вряд ли сможет прижиться в Украине. Мне известно, как несколько лет назад некие предприниматели пытались реализовать трикотажную продукцию, в том числе и носки, через рассылку по каталогу. Но их попытки не увенчались успехом. Виной тому было отнюдь не качество продукции и каталогов, а проблемы с доставкой товара. Сомневаюсь, что «Укрпошта» сможет гарантировать доставку товара на дом, причем в срок, без лишних проволочек. Получать посылки с носками в почтовом отделении, выстаивая длинные очереди, вряд ли понравится даже очень терпеливому предпринимателю. Поэтому, создавая подобный сервис в наших условиях, его идейным вдохновителям наверняка придется позаботиться и о собственной службе доставки. Но в таком случае реализация данной бизнес-идеи потребует определенных капиталовложений.

Бизнес-идея 2: сплошной позитив

Кто: Берт Джекобс

Клиенты: оптимисты

Данные о доходе: в 2007 году прибыль составила $100 млн

Идея: позитивное отношение к жизни — такова концепция бренда одежды Life is good, разработанная Бертом Джекобсом и его братом Джоном. В 1994 году братья напечатали надпись Life is good и логотип на футболках тестовым тиражом в 48 штук и стали продавать на улицах Бостона из старенького фургона. Футболки закончились через 45 минут. Джекобсы решили, что ключ к их богатству — внушение оптимизма. Сейчас продукция Life is good продается более чем в 4500 торговых точках США и 27 странах мира. У компании 93 фирменных магазина. Ассортимент бостонского предприятия сейчас включает в себя большое количество товарных групп, начиная с головных уборов и бижутерии и заканчивая подстилками для собак.

Комментарий: Лев Гофман, основатель Креативного Бюро

— Не думаю, что на футболках с надписью «Жизнь прекрасна» в Украине получилось бы заработать $1 млн. Хотя бы потому, что сейчас многие рекламные компании эксплуатируют подобные изречения. Не уверен, что этот слоган понравится нашим потребителям.

Бизнес-идея 3: а был ли ключик?

Кто: имя основателя компании неизвестно

Клиенты: деловые люди с плохой памятью

Данные о доходе: NewYourKey создана несколько месяцев назад. Данные о доходах не доступны

Идея: нью-йоркская компания NewYourKey за небольшую ежегодную плату хранит копии ключей клиентов в безопасной камере и может доставить по первому требованию. Если клиенты потеряли ключи от квартиры, автомобиля или офиса, им стоит позвонить в компанию, и запасные ключи будут доставлены в течение часа, независимо от времени суток и места нахождения клиента. Для дополнительной безопасности при создании профиля пользователя от клиентов требуется имя, пароль и фотография, чтобы злоумышленник не мог получить чужие ключи.

Комментарий: Сергей Харчук, владелец туристической фирмы «Рутения-Тур» и компании «Спортивные и культурные инициативы»

— С удовольствием бы воспользовался данной услугой. Только за прошлый год я дважды приглашал представителей лицензированной компании по вскрытию квартир, которые в течение 30 секунд открывали замок при помощи специальных аэрозолей и отмычек. Стоимость данной услуги — $50. Кстати, замок после такого вмешательства следует заменить. Уверен, что бизнес на хранении копий ключей был бы востребован в Украине. Главное, чтобы деятельность такой компании была сертифицирована Министерством внутренних дел. Если бы мне предложили выступить в подобном проекте пассивным инвестором, скорее всего, я бы согласился.

Бизнес-идея 4: работница-некрестьянка

Кто: Керри Киллинг

Клиенты: женщины

Данные о доходе: известно, что оборот A Woman’s Touch достигает 1,2 млн фунтов в год, а Керри Киллинг готовится к запуску программы франчайзинга

Идея: компания A Woman’s Touch («Женское прикосновение») выполняет малярные, штукатурные, кровельные, плотницкие, слесарные, электромонтажные и другие работы. Особенность в том, что на заказы выезжают высококвалифицированные, надежные и обходительные мастерицы. Керри Киллинг, бывшая сотрудница инвестиционного банка, решила, что женский коллектив, конкурирующий в исконно мужских сферах деятельности, не может не выделяться и не стать заметным на рынке. Основатели компании считают, что многие клиенты-женщины чувствуют себя более комфортно, доверяя ремонт своего жилища женщинам. Доказательством тому служат частые отзывы об эффективности, пунктуальности и чистоте выполняемых работ. A Woman’s Touch предоставляет услуги по строительству и ремонту зданий: от подготовки и согласования проектной документации до декоративной отделки помещений и проведения коммуникаций. При этом забота о доставке материалов, необходимых для проведения работ, тоже ложится на женские плечи. Правда, обратив внимание на страничку «Знакомьтесь с командой» на сайте компании, можно увидеть, что среди ее сотрудников двое мужчин: главбух и строитель. Кстати, главный совладелец компании тоже представитель сильного пола.

Комментарий: Сергей Теплов, директор департамента персонала и организационного развития корпорации «Золотые Ворота»

— Признаться, не вижу в этом бизнесе особой фишки, которая способствовала бы быстрому продвижению. Я много лет прожил в Америке и прекрасно понимаю, почему там возникла данная бизнес-идея. Но в нашей стране нет пресловутой борьбы за эмансипацию, украинским женщинам не надо никому доказывать свое равенство с мужчинами. Возможно, разрабатывая свою бизнес-идею, основатели A Woman’s Touch подразумевали некий психологический контекст. Дескать, женщинам-клиенткам значительно легче найти общий язык с женщинами-исполнительницами. Но даже в этом случае не вижу целесообразности описанного выше сервиса. Современные строители-мужчины выполняют свою работу качественно, а в общении обходительны и корректны. Следует учитывать и то, что некоторые виды работ женщины не смогут осилить физически. К примеру, проводку электросети, установку сантехники или систем обогрева.

Бизнес-идея 5: голод не тетка

Кто: Кэтрин Кейн

Клиенты: меломаны с плеерами iPod

Данные о доходе: когда прибыль компании HungryPod превысила $100 тыс., Кэтрин Кейн привлекла в свой бизнес специалиста по маркетингу.

Идея: 24-летняя Кэтрин Кейн зарабатывает, заполняя объем памяти плееров iPod. Все началось с того, что один из знакомых предложил ей за $500 оцифровать свою коллекцию CD-дисков и закачать полученные файлы на его плеер. Отыскав еще двоих желающих воспользоваться данной услугой, она получила стартовый капитал — $1500. Вскоре Кэтрин обнародовала расценки на свои услуги: $1,75 за каждый из первых закачанных 50-ти дисков и $1,5 за последующий.

Комментарий: Максим Мищенко, менеджер по проектам Гала Радио

— Скорее всего, речь идет о студенческом или даже школьном бизнесе. Его целевая аудитория — дети богатых родителей, готовые платить $500 за то, чтобы не тратить время на заполнение объема памяти плеера. Вполне возможно, что в нашей стране бизнес-идея Кэтрин Кейн нашла бы свое применение. Количество iPod и плееров других производителей увеличивается с каждым днем. Но независимо от объема памяти мини-проигрывателя стоимость услуги не должна превышать 500 грн, иначе обслуживание плеера обойдется дороже, чем он сам. Думаю, уже через год у нас начнут появляться пункты, где будут заполнять объемы памяти плееров разного типа и модификаций. Правда, заинтересовавшимся данным видом бизнеса следует уточнить у специалистов: не будет ли их деятельность трактоваться как тиражирование лицензионных дисков, что строго запрещено законом.

Бизнес-идея 6: зарядка для хвоста

Кто: Лоурен Лопер

Клиенты: занятые, закомплексованные или ленивые женщины

Данные о доходе: Отсутствуют

Идея: Лоурен Лопер, предприниматель из Джорджии, запустила уникальный проект «Твой мобильный спортзал». Ее логика проста: многие женщины не идут в фитнес-зал из-за банальной лени, нехватки времени или комплексов по поводу своей внешности. Всего лишь один звонок, и профессиональный тренер, тоже женщина, приедет к дому или офису клиентки и проведет персональную тренировку. Все необходимое имеется в специально оборудованных автобусах компании, где и предлагается провести занятие.

Комментарий: Дмитрий Плешков, директор фитнес-клуба Sport-studio, руководитель компании «Ф. И. Т. Дивижн» (официальный представитель корпорации Cybex на территории Украины)

— Признаться, давно обдумываю бизнес-идею выезда инструктора по фитнесу на дом. Но использование автобусов в данном случае мне кажется лишним. Тренировочный процесс в автобусе будет однообразным, поскольку на ограниченной площади невозможно разместить тренажеры, которые будут обеспечивать полный комплекс упражнений. Гораздо эффективнее было бы организовать выезд инструктора на дом, где оборудован собственный тренажерный зал, бассейн. Сейчас многие загородные дома могут конкурировать с фитнес-клубами по своему оснащению. Но даже если условий для домашних тренировок нет, инструктор мог бы приехать к клиенту и ограничиться пробежкой в парке. Грамотный специалист может организовать тренировочный процесс и без тренажеров.

Бизнес-идея 7: мобильный фэн-шуй

Кто: Пол Дарби

Клиенты: поклонники фэн-шуй

Данные о доходе: Отсутствуют

Идея: английский предприниматель Пол Дарби запустил сайт, который объединяет древнее китайское учение фэн-шуй и 38 млн владельцев мобильных телефонов по всему миру. На сайте phoneshui сообщается, как получить позитивную энергию при помощи фэншуизации мобильного телефона. Дарби заявляет, что персональные настройки телефона могут многое рассказать о его владельце. Информация, размещенная на сайте, научит посетителей, как улучшить приток позитивных энергий при помощи правильных настроек телефона. Предприниматель амбициозно заявляет о том, что является «послом мира» и способен внести гармонию в жизнь пользователей мобильными телефонами. Сайт поддерживает продавец мобильных телефонов — компания Phones 4u.

Комментарий: Юрий Столяр, менеджер по связям с общественностью компании «АЛЛО»

— После внимательного изучения сайта компании у меня возникли некоторые сомнения, что у Пола Дарби 38 млн поклонников. Уверен, данный бизнес вряд ли нашел бы применение в Украине. Популярность фэн-шуй проходит. Владельцев украинских телефонов, по моим наблюдениям, больше интересуют дополнительные возможности сэкономить: к примеру, дисконтные карточки, позволяющие получать скидки на каждую последующую покупку или услугу.

Бизнес-идея 8: врачи прилетели

Кто: Джей Паркинсон

Клиенты: те, кто решил сэкономить на здоровье

Данные о доходе: Отсутствуют

Идея: доктор Джей Паркинсон из Бруклина решил использовать современные технологии для общения с пациентами. У Паркинсона нет офиса, консультации он проводит посредством электронной почты и видеочата. Лишь в случае крайней необходимости 31-летний врач приезжает к пациенту домой или на работу.

Стоят его услуги $500 в год. В ежегодный платеж входит консультирование через интернет плюс два посещения больного. Помимо мединструментов, доктор пользуется iPhone и ноутбуком.

Комментарий: Олег Курченко, директор компании Health Promotion Ltd.

— Я более чем уверен, что квалифицированная медицинская помощь не может быть оказана дистанционно. Полученный в интернете совет — лечить кашель медом или малиной — только с первого взгляда кажется совершенно безобидным. Ни в коем случае не стоит осмотр квалифицированного врача заменять виртуальным общением. В противном случае больной рискует не выявить, к примеру, воспаление легких.

Бизнес-идея 9: небесные ласточки

Кто: династия Стинисов

Клиенты: как крупные корпорации (Budweiser, Coppertone Sunscreen, Kodak), так и частные клиенты

Данные о доходе: известно, что в 2005 году чистая прибыль Skytypers составила $2,7 млн

Идея: компания Skytypers занимается тем, что при помощи самолетов рисует на небе рекламные послания. Для этого используются специальные устройства, выпускающие струйки пара, из которых составляется фраза. Каждая буква получается не менее 400 м в высоту. Всего 4 секунды требуется для выведения одного символа. По расчетам руководителей компании, каждую надпись видят около 2 млн человек. Компания Stinis Air Service располагается на восточном побережье США и работает семь месяцев в году. Цена услуги зависит от многих параметров. Стоимость надписи из 20-25 знаков — от $2,5 тыс.

Комментарий: Ирина Кузнецова, генеральный директор агентства Dialla Сommunications, председатель правления Всеукраинской рекламной коалиции

— Вряд ли с применением данной бизнес-идеи в Украине можно было бы заработать миллионы долларов. Насколько мне известно, в нашей стране запрещены полеты над городом. К тому же я несколько сомневаюсь, что основатели подобного бизнеса в нашей стране найдут достаточное количество заказчиков. Рекламодатели, как правило, просят придумать для продвижения их компании нестандартные, креативные приемы. Но когда такие предложения поступают, в большинстве случаев заказчик выбирает стандартные рекламные технологии.

Бизнес-идея 10: свежие пиксели

Кто: Алекс Тью

Клиенты: рекламодатели

Данные о доходе: максимальное количество пикселей на Pixelotto выкупил сайт Lastminute.com, заплативший $20 тыс. Однако достоверных данных о завершении проекта нет

Идея: британский студент стал миллионером, продавая пиксели на своем сайте milliondollarhomepage.com. В декабре 2006 года он открыл новый ресурс Pixelotto. Как и на первом сайте, Тью продает на Pixelotto пиксели, но цена одной точки теперь вдвое выше и составляет $2. Кроме того, теперь у посетителей появился шанс заработать. Алекс предлагает им поучаствовать в лотерее. Для этого требуется зарегистрироваться на сайте и ежедневно кликать на десять рекламных объявлений, размещенных на Pixelotto. Как только все пиксели на сайте распродадут, будет проведен розыгрыш, и один из наиболее активных посетителей получит приз в один миллион долларов.

Комментарий: Сергей Григорович, учредитель и директор IT-компании GSC Game World

— Ценность бизнес-идеи в том, что она способна привлечь внимание при небольших затратах на рекламу. Стоило продавцу пикселей рассказать о своем бизнесе в одном из интернет-изданий, как журналисты тут же принялись писать о новых возможностях прославить имя своей компании. Но у меня есть некоторые сомнения в том, что таким же способом можно было бы заработать миллион в нашей стране. Во-первых, рекламодатели не привыкли к разного рода микроплатежам. Думаю, предложение заплатить $2 за какую-то точку на электронной страничке многие украинские предприниматели не воспримут всерьез. Во-вторых, местные компании еще не совсем понимают целесообразность размещения рекламы в интернете. В-третьих, количество активных пользователей интернета у нас не так велико, как за рубежом.

Мнение эксперта

Вадим Непоседов, генеральный директор Украинской Торговой Гильдии

— Несмотря на кажущуюся простоту внедрения необычных западных бизнес-идей, мы не можем слепо перенимать иностранный опыт. Большинство проектов не могут быть реализованы в украинских условиях из-за экономических, социальных и ментальных различий. К примеру, местные предприниматели итальянским носкам предпочитают китайские, на которые не нужно оформлять подписку в интернете. Ведь они продаются в любом супермаркете, в трех шагах от лотков с хлебопродуктами. Привить украинцам любовь к спорту вряд ли поможет передвигающийся по городу мобильный фитнес-зал. Услугами по хранению запасных ключей заинтересуются лишь обеспеченные граждане. И только самые инертные и мнительные будут обсуждать с врачом по интернету симптомы заболевания, когда вызов доктора на дом у нас пока еще бесплатный. Поэтому сомневаюсь, что, предлагая перечисленные услуги, можно сколотить капитал.

Вопреки мнимому прагматизму наших соотечественников, проекты, подразумевающие игру на доверчивости и мнительности потребителей, способны озолотить своих идейных вдохновителей. Но не стоит забывать, что фэншуизация мобильных телефонов не что иное, как продажа иллюзий их пользователям. Вместо того чтобы зарабатывать свой миллион нечестным путем, лучше сконцентрироваться на маркетинговом сопровождении бизнеса. Позаботившись о продвижении продукции, можно заработать $100 млн, как это сделали Берт и Джон Джекобсы, создавшие новый бренд одежды Life is good. Однако переизбыток маркетинга и рекламы наверняка даст обратный эффект. Рекламные лозунги, выписанные самолетами, скорее отпугнут потребителей от продукции, чем заставят обратить на нее внимание. Так уж сложилось, что украинцы не особо доверяют продуктам, рекламное сопровождение которых слишком агрессивно. Поэтому вряд ли кто-то из рекламодателей захочет рисковать репутацией, заказывая дорогостоящие хвалебные оды своей компании на фоне облаков.

Тем не менее некоторые из перечисленных идей в скором будущем найдут свое применение в Украине. Простота и доступность в реализации проекта по наполнению объемов памяти музыкальных плееров очевидна. Вполне возможно, что совсем скоро данную услугу предложат сети супермаркетов электроники или молодые предприниматели, хорошо разбирающиеся в музыке. Продавать, а не сдавать в аренду рекламные площади, по примеру Алекса Тью, вскоре будут все, у кого есть достойные для этого носители: будь то стартовая страничка сайта компании или обложка нового детектива Александры Марининой. Мне кажется интересной идея гендерного бизнеса. О женских строительных организациях, правда, слышать не приходилось, но то, что в столице уже несколько лет функционирует служба такси, в которой работают лишь представительницы прекрасного пола, мне достоверно известно

Комментариев нет: