Рынок вина — самый привлекательный и быстрорастущий в сегменте алкогольных напитков

Если до 1999-го вина дороже 200 грн. за бутылку на легальном рынке Украины просто не существовало, то теперь крупные дистрибуторские компании умудряются не только увеличивать объемы поставок премиального алкоголя в супермаркеты и рестораны, но и открывают собственные магазины.


Всего на данный момент в Украине существует около 10 крупных винных бутиков, в том числе в Киеве, Донецке, Запорожье, Харькове, Одессе и Львове. При этом две трети из них созданы на базе дистрибуторских компаний. Некоторые игроки рынка придерживаются мнения, что в нашей стране открыть полноценный винный бутик, не будучи импортером алкоголя, весьма затруднительно — с точки зрения и клиентуры, и ассортиментной политики, и, конечно, в финансовом смысле.

Между тем все виноторговцы сходятся во мнении, что рынок вина — самый привлекательный и быстрорастущий в сегменте алкогольных напитков, потому как растет на 20-30% ежегодно. И причин тут несколько. Появляется все больше украинцев, для которых смотаться за покупками в Милан или «на такси в булочную» — обыденные действия. Однако одно дело везти из-за границы одежду и обувь, а другое — бутылки. И все же, единожды вкусивши продукт европейского качества, наш соотечественник уже не может так же искренне и патриотично, как прежде, радоваться тому, что предлагает ему украинский производитель. Вот тут-то и приходит на помощь винный бутик.

Также немаловажную роль в развитии рынка играет и фискальная политика государства. Появление новых винных бутиков, а не, например, магазинчиков, специализирующихся на виски, связано с тем, что акциз и пошлина на вино куда ниже, чем на крепкие напитки. Но ключевой фактор — рост благосостояние населения. Впрочем, когда доходит до конкретной оценки общей емкости рынка, мнения существенно расходятся — от 1 до 41% украинцев. Возможно, все дело в позиционировании, а оно, несмотря на примерно одинаковые цены, у всех разное. Руководитель франчайзингового винного бутика «Лавиния» делает ставку на европейское происхождение бренда, собственник «ВиноГрада», находящегося по пути в дорогое предместье Киева, — на близость к потребителю, а соучредитель пришедшего из Донецка бренда Paradis du Vin — на свой опыт и клиентскую базу. Что ж, пути господни неисповедимы, тем более, если это бог вина и веселья.

Илья Гринберг, руководитель франчайзингового винного бутика «Лавиния»

Илья Гринберг, следуя, наверное, высказыванию английского классика о том, что у человека не будет второго шанса произвести первое впечатление, держится согласно статусу. Рьяно хранит свои коммерческие тайны и охотно делится мнением о конкурентах.

Паспорт компании

Год открытия: 2007
Штат: 20 чел.
Количество наименований:3,5 тыс.
Площадь бутика: 450 кв. м
Цена за бутылку: от 55 грн. до 101 тыс. грн.
Планируемый оборот в 2007 г.: 5 млн грн.
«Почему «Лавиния?» — переспрашивает г-н Гринберг. — Потому, что это лучшая мировая сеть». Вот так «конструктивно» начался наш разговор с руководителем франчайзингового торгового проекта «Лавиния», который по совместительству — еще и коммерческий директор крупной компании-импортера «Марком». На вопрос о собственниках магазина наемный топ-менеджер ответил весьма уклончиво: мол, это юридическая компания, учредители которой желают остаться неизвестными. И намекнул, что хотя он сам и не считается собственником своих «детей», но к их созданию отношение имеет непосредственное.

Что ж, желание сохранять инкогнито для представителей его зодиакального знака вполне типично. Он — Скорпион. Впрочем, как говорится, все зависит от целей. Так, например, скорпион, висящий над столом бизнесмена, честно предупреждает всяк входящего: «Знай, с кем имеешь дело». Кстати, о деле. Оно, судя по всему, для г-на Гринберга — предмет не только особой гордости, но и любви. И рассказывать о нем он, как и всякий «влюбленный», готов долго и со вкусом.

По словам бизнесмена, покупатель давно дорос до того, чтобы ему предложили выбирать вино не в супермаркете или маленьком бутике, а в полноформатном винном магазине. «В супермаркете сложно сделать покупку, поскольку организация винных отделов не предусматривает расположение продукта по регионам их происхождения. Кроме того, бич всех массовых торговых заведений — это продавцы-консультанты, хватающие покупателей за руки и пытающиеся навязать им изделие конкретного поставщика», — комментирует ситуацию г-н Гринберг.

Возвращаясь же к инновационности проекта, он делает ставку на качество и отмечает, что вся продукция, перед тем как попасть на полку, проходит аттестацию в Париже. «Мы видим, что киевляне и гости столицы приняли магазин хорошо. Постоянно увеличивается число повторных покупок. Ведь, помимо большого торгового зала, в «Лавинию» входит специальный ресторан, где посетители могут спокойно распить вино по цене магазина, а также заказать подходящие блюда», — говорит гордый «отец» проекта, прежде чем перейти к планам на будущее.

Судя по всему, очередной филиал «Лавинии» появится уже в следующем году в славном городе Одессе, где доходы населения, по информации управленца, вполне сопоставимы со столичными.

Информацией же о емкости рынка винных бутиков столицы г-н Гринберг, как оказалось, не располагает, потому что «в Киеве нет ни одного крупного специализированного магазина, который бы проработал больше календарного года». Однако такая точка зрения не мешает ему смотреть в будущее с оптимизмом, в котором и рынок активно развит, и за любовь конечного потребителя борются не компании и магазины, а непосредственно сами бренды. Ведь, как сказал профессиональный виноторговец, «нет вина, которое можно было бы назвать любимым. Вино зависит от настроения, и этот напиток мне нравится, потому что он всегда разный».

Вадим Ушаков, соучредитель винного бутика «ВиноГрад»

У Вадима Ушакова нет «белого воротничка» и любимого кожаного кресла, зато у него есть яркие майки и тусовочная харизма. А еще — он может не только «жонглировать» длинными названиями брендов, но даже знает, как они пишутся.

«Сh. D’Yquem 1967», — любезно черкнул на салфетке название своего любимого вина г-н Ушаков и добавил: «Лучшие вина — это те, которых мы еще не пробовали».

Паспорт компании

Год открытия: 2005
Штат: 4 чел. посменно
Количество наименований: 1 тыс.
Площадь бутика: 100 кв. м
Цена за бутылку: от 30 грн. до 12,5 тыс. грн.
Планируемый оборот в 2007 г.:3,5 млн грн.
Родившегося под созвездием Весов Вадима Ушакова отличает взвешенность суждений и просто «зодиакальное» стремление к гармонии. Профессиональная деятельность г-на Ушакова полностью отвечает его врожденному гурманству. Любовь же конкретно к вину, по словам бизнесмена, пришла не сразу. Причина банальна — отсутствие в Украине качественных продуктов. Поэтому после знакомства в зарубежных поездках с этим напитком г-н Ушаков принял решение заняться импортом алкоголя, а впоследствии и создал собственный винный бутик. Так «ВиноГрад» стал первым киевским магазином, открытым непосредственно виноторговцами, учредителями компаний «Премиум вин» и «СВ плюс». В целом, как вспоминает собеседник, проект окупился меньше чем за год.

«Мир вина очень динамичный», — считает учредитель. — Каждый день появляются новые торговые марки. При этом часть брендов постоянно отсеивается. Вообще, винный бутик нельзя рассматривать как голый механизм для зарабатывания денег. И у меня, и у моих партнеров есть другие источники дохода, поэтому мы никогда не будет продавать то, что нам самим не нравится, каким бы востребованным оно ни было». Впрочем, в погоне за особо модной в этой среде исключительностью соучредитель винного бутика проявил новаторский подход, например, предоставив управление магазина не руководителю со стажем, а победителю всеукраинского конкурса сомелье.

Однако, когда мы заговорили о «фишках» позиционирования, открылось главное отличие заведения, которое тоже весьма неоднозначно: его месторасположение. «По нашему мнению, дорога на Конча-Заспу — это аналог Рублево-Успенского шоссе в Москве. Очень многие наши VIP-клиенты живут в Конча-Заспе. Поэтому, взвесив все «за» и «против», мы и решили обосноваться именно на выезде из Киева», — поделился с нами собеседник. По его утверждению, вторая особенность позиционирования прямо следует из первой. Тишина и уют предместья как бы сами предполагают домашний формат и всего две штатные единицы — сомелье и бухгалтера. «Знаете, есть поликлиника, а есть частный доктор», — провел сравнение г-н Ушаков и припомнил, как в одном из киевских винных бутиков к нему «приклеилась» девочка-консультант, хотя он в ее помощи и не нуждался.

Вообще же, как уверил нас собеседник, с открытием новых винных бутиков он, как инвестор и управляющий компании, не только не ощущает падения оборотов, но и видит замечательные перспективы. Уже в ближайший месяц он обещает представить киевлянам и гостям столицы второй «ВиноГрад» — в самом центре города. В цивилизованном мире, считает г-н Ушаков, прекрасно сосуществуют самые разные формы бизнеса — от винных супермаркетов до малюсеньких магазинов, управляемых одной семьей. Главное — найти своего потребителя, где бы он ни обитал.

Александр Тарасюк, соучредитель винного бутика Paradis du Vin

Александр Тарасюк массовой рекламе предпочитает совместные винопития с представителями парламента. И еще, совсем по-депутатски, обещает к Евро-2012 каждому крупному городу страны «подарить» по собственному винному заведению.

Паспорт компании

Год открытия: 2007
Штат: 20 чел.
Количество наименований: 4 тыс.
Площадь бутика: 300 кв. м
Цена за бутылку: от 30 грн.
Планируемый оборот в 2007 г.:н/д
Во многих языках слово «виноград» связано с горным ландшафтом. Однако вулканические «винные горы» известны не только своим плодородием, но и опасностью. Александр Тарасюк, как настоящий Козерог, стремится к вершинам со всем присущим ему азартом и легкостью. И достигает их. Не утрачивая при этом вполне понятного прагматизма и даже некоторой консервативности.

«Мы открыли в Донецке торговый дом Paradis — оптовую виноторговую компанию, специализирующуюся на продаже алкоголя премиум-класса. Причем открывали сразу с так называемой витриной — маленьким винным бутиком площадью 50 кв. м. Это был 2002 год. Вскоре главный офис компании переехал в Киев, и мы с тех пор не переставали мечтать о полноценном винном бутике в столице», — рассказывает Александр Тарасюк.

Интересно, что винный бутик Paradis du Vin, открывшись в феврале-месяце 2007 г., уже может похвастаться базой клиентов, постоянно посещающих заведение. Кого-то привлекает винный дегустационный бар, кто-то заинтересован создать приватную коллекцию или собственный винный погреб. Одним словом, клиент должен понимать, что и водка, и вино, и виски бывают разные. Ведь на формирование каждого напитка накладывали отпечаток история, местность… «Лично у меня много любимых напитков, — делится виноторговец. — Но самый любимый — это вино — напиток, требующий определенной компании и настроения».

Причем, учитывая специфику «компании», то есть ближайшего окружения собеседника, понятно, откуда проистекает его несколько завышенная оценка целевой аудитории винного бутика. Так, по оценке г-на Тарасюка, средний класс в Украине составляет порядка 40%. И именно эти 40% — потенциальные потребители напитков, предлагаемых винным бутиком. Но получается, что почти каждый второй соотечественник зарабатывает больше $1-1,5 тыс. Куда более предсказуемым после этого выглядит обоснование виноторговцем уникальности своего заведения: «Такого бутика, как наш, нет». И на том точка.

«Украинцы отходят от потребления напитков плохого качества, все чаще отдавая предпочтение изделиям высшего качества. Поэтому задача винного бутика — воспитывать у клиентов вкус и культуру», — говорит бизнесмен. А хороший вкус для г-на Тарасюка — это не только качественное вино, но и правильная концепция и продажи, и потребления.

Уже совсем скоро, по мнению предпринимателя, в Украине сформируется правильная схема распределения, при которой качественные вина будут покупаться в специализированных магазинах, а вина массового потребления — в супермаркетах. А предприятие Paradis du Vin к 2012 году планирует открыть несколько винных бутиков по Украине и обеспечить потребителей качественными алкогольными напитками.

Комментариев нет: