Тем, кто мечтает стать хозяином, а не рабом своего бизнеса, настоятельно рекомендуется прочесть данное руководство. «Не вы должны работать на свой бизнес, но ваш бизнес должен работать на вас!» - золотое правило успеха.
Свой бизнес: создание предприятия, которое работало бы
Книги Майкла Гербера дают мне исчерпывающий ответ на вопрос, который я часто задавал себе в мучительном начале своей предпринимательской карьеры: «Почему так много работы и так мало результатов?».
Благодаря Герберу я постепенно перестал чувствовать себя человеком, который добровольно приковал себя к галерному веслу и нередко с завистью смотрел на собственных наемных работников, чьи заботы и труды заканчивались в шесть вечера.
Опираясь на правило: «Не вы должны работать на свой бизнес, но ваш бизнес должен работать на вас», я постепенно выработал схему организации своего бизнеса, который действительно мог работать сам по себе, без моего непосредственного участия (ладно, пусть не полностью сам по себе, пусть только на 80% – но и это замечательный результат).
Здесь лишь несколько цитат, произвольно выдернутых из текста. Тем, кто надеется стать хозяином, а не рабом своего бизнеса, настоятельно рекомендую прочитать всю книгу.
Почему не работает большинство малых предприятий, и что нужно сделать, чтобы получить результат?
Большинство предприятий управляется в соответствии с тем, чего хотят их владельцы, в противоположность тому, что требует бизнес.
Большинство компаний организуют свой бизнес на основе личностей, а не функций. То есть основывают дело на людях, а не на базе определенной ответственности. Результат - хаос. К сожалению, личности, хорошие отношения, добрая воля и случай - все это только составляющие успешной организации; сами по себе они способны лишь послужить дорожкой к хаосу и катастрофе.
Свой бизнес: предприниматель, менеджер, специалист
Предприниматель весь живет будущим, никогда прошлым и очень редко настоящим.
Предприниматель – это творческая сторона нашей личности, он чувствует себя как рыба в воде, имея дело с неизвестностью.
В глазах предпринимателя большинство людей представляет собой огромную проблему, которая становится препятствием на его пути к мечте.
Менеджер строит дом, а потом навсегда поселяется в нем.
Предприниматель строит дом и в тот же самый момент, когда его строительство заканчивается, начинает планировать строительство следующего.
Менеджер создает удобно устроенный порядок вещей.
Предприниматель создает вещи, которые менеджер приводит затем в порядок.
Менеджер – это тот человек, который идет вслед за предпринимателем, чтобы расчистить созданный тем беспорядок. Без предпринимателя не было бы ничего, что можно было бы расчистить.
Пока предприниматель мечтает, а менеджер суетится, специалист обдумывает, как реально перейти от слов к делу.
Стадии развития бизнеса
На стадии детства владелец и его бизнес представляют собой одно неразрывное целое. Если вы удалите владельца из бизнеса на этой стадии, то никакого бизнеса не останется. На этой стадии ваш бизнес - это вы.
Не ходите как на работу на свое собственное предприятие! Если твой бизнес зависит полностью от тебя (от твоего здоровья, настроения и пр.), ты не владеешь бизнесом - у тебя просто есть работа. Причем это самая плохая работа в мире, потому что тебе приходится работать как сумасшедшему! Стоило ли из-за этого начинать свой бизнес?
Цель занятия бизнесом в том, чтобы освободиться от своей работы, создав рабочие места для других людей.
Вам надо создать дело, которое бы зависело от организации системы, а не от людей. Дело, которое могло бы работать и без владельца.
Ваш бизнес - это еще не вся ваша жизнь. Как только вы придете к пониманию, что цель вашей жизни заключается отнюдь не в том, чтобы служить вашему бизнесу, и, напротив, что главная цель вашего бизнеса состоит в том, чтобы служить вашей жизни, - вы сможете приступить к работе над вашим бизнесом, вместо того, чтобы работать в нем.
Рано или поздно бизнес начинает вываливаться из зоны комфортности его владельца - за пределы границ, где тот чувствует себя в безопасности (благодаря своей способности контролировать обстановку) и при выходе за которые он начинает терять этот контроль. Далее - возвращение на стадию детства (вновь стать “маленьким”) или банкротство.
Главное не в том, насколько малым должен быть тот или иной бизнес, а в том, насколько он должен быть большим. Надо задать себе вопрос: «Насколько крупным может стать естественным путем ваш бизнес?». Нельзя накладывать ограничения на рост своего бизнеса.
Зрелая компания создается с планом на широкую перспективу. Она подразумевает бизнес, который работает не из-за тебя, а без тебя.
Зрелая фирма знает, как она оказалась там, где она находится в настоящее время, и что надо сделать, чтобы попасть туда, куда она хочет.
С чего начать?
Не отождествляйте себя со своим бизнесом! Отстранитесь! Рассматривайте свой бизнес как некий продукт, завершенное устройство.
Думайте о своем бизнесе как о чем-то, что находится в стороне от вас, как о каком-то отдельном мире, как о продукте ваших усилий, машине, предназначенной для удовлетворения весьма конкретной потребности, механизме, способном оживить вашу жизнь, системе взаимосвязанных элементов, упаковке с хлопьями, как о месте, где работают совершенно иначе, чем во всех других местах - как о решении чьих-то проблем.
Думайте о своем бизнесе как угодно, только не как о своей работе!
Начинайте работать над бизнесом вместо того, чтобы работать в нем, и задайте себе вопросы:
Как сделать так, чтобы мой бизнес работал без моего участия, чтобы будучи владельцем дела, я был бы свободен от него?
Как сделать так, чтобы мои сотрудники работали, но при этом мне не надо было постоянно вмешиваться в их работу?
Как сделать так, чтобы я занимался работой, которой мне нравится заниматься, вместо того чтобы выполнять работу, которую надо делать.
Другие вопросы:
Что я ценю больше всего? Какую жизнь я хочу вести? Кем я хочу стать?
Если у тебя не будет четкого представления о том, чего ты хочешь от жизни, то как ты узнаешь, какой первый шаг тебе необходимо сделать, как мерить свой успех, как узнать, далеко ли ты продвинулся?
Предназначение бизнеса - помочь твоим жизненным планам. Бизнес - это не главное, не самоцель, это только средство для их реализации.
Первый стандарт:
Деньги, валовой доход. Какой будет по масштабу твоя компания, когда она будет полностью готова? С доходом в миллион, миллиард?
Сколько денег мне нужно, чтобы жить так, как я хочу? Чтобы быть свободным и независимым?
Когда ты хочешь получить деньги: через три года, через пять?
Второй стандарт: стоящая возможность.
Это такое дело, которое способно соответствовать финансовым стандартам, которые ты создашь для своей основной цели и стратегические задачи. В противном случае, брось его, каким бы привлекательным, интересным не казался тебе этот бизнес. Он потребует слишком много времени и даст слишком маленький результат.
Как узнать, стоящая ли это возможность? Спроси себя: способен ли этот бизнес устранить заботы, испытываемые достаточно большой группой потребителей?
Правила создания модели бизнеса
Модель обеспечит соответствующую ценность для ваших потребителей, сотрудников, поставщиков и кредиторов, причем в большей степени, чем вы ожидаете.
Модель будет осуществляться на практике людьми, обладающими минимальным уровнем квалификации.
Модель будет выделяться среди других своим безукоризненным порядком.
Вся работа в рамках этой модели будет производиться по инструкциям, изложенным в руководствах по эксплуатации.
Модель обеспечит неизменный и предсказуемый уровень обслуживания потребителей.
Модель потребует использования определенных цветов униформы, одежды, а также установления правил поведения.
Свой бизнес: как нанимать сотрудников
Бизнес должен зависеть от системы, а не от людей, не от высокой квалификации работников. Таких людей трудно найти и они стоят очень дорого. Невозможно будет долгое время поддерживать стабильные результаты, если сотрудники - выдающиеся люди со своими настроениями и прихотями.
Сначала надо разработать собственные стандарты, а потом найти людей (не обязательно профессионалов!), которые будут работать в соответствии с этими стандартами.
При помощи документации структура сводится к конкретным средствам, вместо того, чтобы руководствоваться общими рассуждениями - к конкретной и упрощенной задаче, которая требуется каждому сотруднику, чтобы справиться с его работой.
Руководство по эксплуатации - это справочник по ведению дел в данной компании.
Оно определяет цель выполняемой работы, описывает шаги, которые необходимо будет предпринять во время ее выполнения, а также сводит воедино стандарты процесса и результаты деятельности.
Если нет системы и инструкций, если каждый менеджер занимается делами по своему усмотрению, то как в таком бизнесе можно будет кому-то что-то объяснить, если и термины, и представления об организации, и тип процесса будут выражаться в индивидуальной и субъективной манере каждым из ваших сотрудников?
Например, «Руководство по осуществлению продаж» - это набор точных инструкций, как обрабатывать заказы, как встречать покупателя, как реагировать за запросы, жалобы.
Только после этого надо делать объявление, что на работу требуется продавец. Чтобы освободить себя от тактической работы в бизнесе, надо сначала заменить себя системой, в которой может работать любой человек, желающий ей следовать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий