Бизнес-план в сфере услуг - как правильно составить?

При подготовке бизнес-плана в сфере услуг необходимо принимать во внимание, что данное исследование имеет существенные отличия от бизнес-плана организации производства, что связано с наличием у услуг ряда отличительных признаков. Наиболее важными отличиями услуги от товара являются такие характеристики услуги, как неосязаемость, невозможность проверить качество предоставляемой услуги, не потребив ее, непостоянство качества предоставления одной и той же услуги, неотделимость услуги от исполнителя. Все перечисленные характеристики услуги обуславливают тот факт, что ключевую роль в бизнесе, ориентированном на предоставлении каких-либо услуг, играет человеческий фактор, что нужно учитывать при составлении бизнес-плана.

Сфера услуг довольно разнообразна. Основными видами услуг в настоящее время являются услуги бытового обслуживания, деловые, транспортные услуги, услуги связи. Разработка бизнес-плана в сфере услуг должна начинаться с изучения рынка той услуги, которую планируется оказывать.

На данном этапе подготовки бизнес-плана рассматриваются основные характеристики спроса и предложения, определяются основные тенденции, присущие рынку, а также прогнозируются возможные пути дальнейшего развития интересующего рынка. Информация, полученная на этом этапе, необходима для оценки будущих доходов по проекту.

Следующим этапом составления бизнес-плана в сфере услуг является разработка маркетинговой кампании. При этом нужно принимать во внимание, что не все маркетинговые приемы, которые широко используются в сфере материальных товаров, применимы в сфере услуг. Маркетинговая стратегия для предприятия сферы услуг состоит, как правило, из трех элементов: внешний маркетинг, внутренний маркетинг и маркетинг отношений. Внешний маркетинг предусматривает проведение мероприятий, направленных на выработку лояльности потенциальных клиентов к компании в целом. Целью внутреннего маркетинга является обеспечение оптимального уровня лояльности сотрудников компании к организации, в которой они работают. Маркетинг отношений создается непосредственно сотрудником компании, работающим с клиентом, поэтому данный вид маркетинга особенно важен для компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг.

Учитывая, что человеческий фактор играет решающую роль в компаниях сферы услуг, при составлении бизнес-плана нужно предусмотреть расходы на проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации персонала компании. Также в процессе подготовки бизнес-плана в сфере услуг необходимо разработать систему мотивации персонала.

Бизнес-план в сфере услуг должен содержать расчет величины инвестиционных расходов. К данным расходам относятся затраты, которые необходимо осуществить для начала деятельности проектируемого предприятия. При этом помимо расходов на приобретение мебели и требуемого оборудования следует предусмотреть расходы на привлечение и подбор квалифицированного персонала.

Отличительной характеристикой бизнес-плана в сфере услуг является довольно низкий уровень инвестиционных расходов, а также высокая доля расходов на оплату труда в общем объеме текущих затрат. Данный факт необходимо учитывать при составлении бизнес-плана.

Бизнес-план в сфере услуг должен включать в себя также описание организационной структуры создаваемого предприятия. Необходимо представить штатное расписание с указанием основных должностных обязанностей и количества штатных единиц для каждой должности. Кроме того, нужно оценить уровень заработной платы для каждой должности и рассчитать совокупные расходы на оплату труда с учетом всех дополнительных выплат.

Одной из составляющих бизнес-плана рекламного агентства является оценка величины текущих расходов, которые включают арендную плату, выплаты подрядчикам и прочим сторонним организациям, с которыми создаваемая организация будет сотрудничать.

Важной составляющей любого бизнес-плана является финансово-экономическая оценка проекта, которая подразумевает расчет основных показателей, позволяющих оценить экономическую эффективность вложения денежных средств в создание предприятия, работающего в сфере услуг: срок окупаемости проекта, оценка величины заемных средств (в том случае, если для финансирования проекта недостаточно собственных средств инициатора проекта), чистая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности и т.д.

В связи с тем, что в процессе реализации проекта существует риск отклонения реальных показателей проекта от планируемых, проводится анализ рисков проекта. Целью данного анализа является определение степени чувствительности ключевых финансовых показателей к изменениям внешней и внутренней среды. На основе информации, полученной в ходе анализа рисков проекта, делается вывод о возможном изменении значений финансовых показателей проекта.

Комментариев нет: