Рынок готовых салатов растет как на дрожжах. Сегодня его совокупный годовой оборот оценивается в 400 миллионов долларов, и это лишь осторожные расчеты. Даже Москва с ее двумя сотнями производителей далека от полного насыщения рынка, а во многих регионах и подавно только начинают «рубить капусту».
Темпы роста «салатного» рынка впечатляют: по оценкам столичных ритейлеров, он растет на 20-25% в год. При этом наметилась тенденция к увеличению доли сегмента дорогих видов продукции — от 200 рублей за килограмм. Потенциальных покупателей — представителей среднего класса — становится все больше, и они предпочитают не возиться на кухне, а зарабатывать деньги или просто отдыхать после трудового дня. Высокая рентабельность (на уровне 40-60%) и постоянное увеличение числа потенциальных клиентов — серьезные аргументы для того, чтобы внимательнее присмотреться к салатному производству и попробовать себя на этом поприще.
Рынок и игроки
Первыми у нас появились, пожалуй, «корейские» салаты. Сначала их приготовлением занимались действительно корейцы, причем у каждой семьи (а здесь работали семейные «подряды») был свой рецепт одного и того же салата. Со временем и российские предприниматели примкнули к корейским семьям: товар расходился на ура, а организация бизнеса требовала минимум денег и усилий.
— Сейчас «капусту» не рубит только ленивый, — говорит генеральный директор и совладелец ТД «Атланта» Максим Акулович. — Только в Санкт-Петербурге около двух десятков более-менее заметных производителей и не меньше сотни мелких.
В Москве, по оценке маркетинговой службы ведущего производителя свежих салатов «Белая Дача трейдинг», за место под солнцем на рынке ведут борьбу около двухсот производителей. Сама «Белая дача» стоит особняком: обогнать всех возможных конкурентов в сегменте свежих овощных салатов ей позволил контракт, заключенный с сетью «МакДоналдс» еще в 1993 году. Впрочем, агрохолдинг успешно расширил сферу влияния за счет работы с розничными сетями, в том числе в регионах. Только за первый квартал этого года компания увеличила объем продаж на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.
Остальные игроки не могут похвастаться большими объемами производства. Самые заметные московские «салатники», среди которых ветераны рынка — «Арирам», «Сольер», «Гурмания-сервис», — выпускают по 5–10 тонн продукта в сутки, а питерская «Атланта» — около 4 тонн в неделю (впрочем, салаты для компании уже не основной бизнес).
Совсем мелкие предприниматели «выдают» примерно 50–100 килограммов в день. По оценкам Максима Акуловича, для производства таких объемов вполне хватит двух человек и 200 долларов стартового капитала. Однако это не совсем… «чистый» формат такого бизнеса. Причем в буквальном смысле этого слова. Так, года два назад сотрудники столичной милиции прикрыли «салатную лавочку» на дому в Орехове-Борисове. Морковь «бизнесмены» мыли и резали в обычной ванне, капусту солили в тазу, параллельно использовавшемся для стирки белья. Тем не менее, из нехорошей квартиры на столичные рынки ежедневно попадало по центнеру готовых салатов.
Пора кустарей подходит к концу. Даже кореянки, которые сегодня торгуют салатами на рынках, давно не делают их сами: продукция централизованно поставляется из цехов, принадлежащих уже достаточно крупным компаниям.
Салатный цех в деталях
Производительность — 5–6 тонн салатов в месяц
Первоначальные инвестиции — 120 тысяч долларов (закупка оборудования, рефрижераторов, первой партии сырья, аренда помещения, оформление документации)
Валовая выручка — 23 тысячи долларов
Ежемесячные расходы — 12 тысяч долларов
Доход — 11 тысяч долларов
Срок окупаемости инвестиций — 1,5–2 года
Чем хорош салатный бизнес:
Несложные технологии, доступная цена входа
Высокая рентабельность
Быстрая оборачиваемость
Постоянно растущий рынок
Возможность освоения смежных форматов
Клиент и ассортимент
К двум основным группам постоянных потребителей салатов, которые маркетологи выделили еще на заре становления этого бизнеса, — активно работающим женщинам и холостякам — в последнее время прибавилась третья категория — клерки, добавляющие упакованные салаты к своему быстрорастворимому ланчу. Тенденцию вовремя уловили сразу несколько производителей.
Сегодня 90% всех производителей салатов продают свою продукцию не напрямую, а через розничные точки и сети. Однако стать поставщиком крупного ритейлера может не каждый: ассортимент производителя должен насчитывать несколько десятков вариантов продукции стабильно высокого качества. «Начинающая компания может предложить свои услуги небольшим отдельным магазинам пошаговой доступности в жилых микрорайонах, — считает Аркадий Зарубин, глава Abarus Market Research. — Организовывать собственное салатное производство на небольших площадях им неудобно и невыгодно, поэтому при условии стабильной работы сотрудничество принесет пользу обеим сторонам, ведь, как известно, отсутствие салатов в ассортименте уменьшает число покупателей на четверть».
Кроме того, на рынке регулярно появляются специализированные магазины кулинарии, которые охотно работают с поставщиками. Например, не так давно в Москве около Патриарших прудов открылся первый магазин сети «Оливье» — домашняя кухня», которую строит Аркадий Левин. Несмотря на наличие нескольких собственных ресторанов у владельца бизнеса, сеть кулинарий готова работать и со сторонними поставщиками. «Мы охотно сотрудничаем с разными производителями, — рассказывает директор первого «Оливье» Василий Панкратов. — При этом не останавливаемся на каком-то одном из них, а ведем постоянный поиск наиболее выгодных и конкурентоспособных предложений». Кстати, сам Панкратов, в отличие от ветеранов салатного рынка оценивает шансы новичков на этом рынке вполне оптимистично. «Рынок очень мобилен, — говорит он. — Ежегодно появляются и исчезают десятки производителей, причем выживают не столько те, кто давно уже «оброс ракушками», сколько те, кому в голову приходят новые удачные идеи и форматы».
Одно из недавних удачных предложений — изготовление блюд под заказ для банкетов, фуршетов, презентаций и просто для домашних застолий. В этой области специализируется несколько небольших компаний, размещающихся в основном на площадях комбинатов питания при средних школах и детсадах. Для своего продвижения они активно задействуют Интернет, предлагая потенциальным клиентам ознакомиться с иллюстрированным меню и прейскурантом, а также оформить заказ в онлайне.
Что касается ассортимента, то несмотря на очевидное изобилие предложения (как правило, один производитель выпускает не менее 40 видов продукции), самым стабильным, «всепогодным» спросом пользуются классические народные закуски, от «селедки под шубой» до «мимозы» и «оливье» (40% продаж). По-прежнему не залеживается на прилавках и корейская морковка-капуста (25%). Все остальные «изыски» разрабатываются с прицелом на толщину кошелька и продвинутость клиента в вопросах не только правильного, но и модного питания.
Рынок в цифрах
Салатный бизнес молод. И не только в России. В Европе готовые салаты начали продавать лет 15–20 назад. Например, в Великобритании еще в 1999 году объем рынка готовых салатов не превышал 1,2 миллиарда долларов, а к настоящему моменту он уже удвоился.
Объем мирового рынка салатов составляет около 10 с половиной миллиардов долларов, при этом более половины всего производства приходится на Китай. США и Китай вместе обеспечивают около 70% мирового производства.
Москва ежегодно съедает 180–200 тонн, Петербург — свыше 40, Саратов — около 7 тонн салатов. Ежегодный прирост в целом по России составляет не менее 20%.
Рентабельность производства салатов в Москве колеблется в пределах 40%. В регионах она не выходит в среднем за пределы 15%: меньше и объемы производства, и спрос на дорогие салаты.
Себестоимость 100 граммов «селедки под шубой» — около 12 рублей, а в магазинах этот салат можно купить за 27. Разница — в рознице!
Специализация
Зима — «высокий сезон» для поставщиков готовых салатов. Летом происходит естественный спад покупательской активности: люди уезжают в отпуск, да и под рукой всегда свежие овощи, которые нетрудно порезать на салат. А вот с похолоданием, и особенно с приближением зимних праздников, в отделах кулинарии образуются часовые очереди: специализированные отделы не готовы наращивать темпы работы в три-четыре раза по сравнению с обычными днями.
Тем временем супермаркеты постоянно увеличивают не только закупки готовой продукции «на стороне» и штатный состав отделов ее реализации, но и собственное производство. Так, вслед за «Патэрсоном» и «Седьмым Континентом» кулинарными цехами обзавелись практически все столичные и региональные сети. По словам заместителя гендиректора сети гипермаркетов «Мосмарт» Бориса Слуцкого, без салатов современному крупному магазину никак нельзя — это, если хотите, «тиснение на визитной карточке» торгового центра. И хотя с финансовой точки зрения магазинам выгоднее сотрудничать с производителями готовых салатов, все же многие стараются обходиться своими силами, чтобы не переживать за качество. К тому же, поддерживая связь с торговым залом, работники кулинарного цеха вовремя могут приостановить намечающееся перепроизводство одного вида продукции и переключиться на другой, более востребованный.
С точки зрения ритейлеров, им выгоднее всего делать салаты из дорогих компонентов (например, морепродуктов, дающих 60 и больше процентов рентабельности) в самом магазине. Кроме того, что скрывать — здесь же удачно идут под нож увядшая морковка, «унылая» капуста, «зависшая» партия свеклы. Теперь, когда знаменитая морковка перекочевала в солидные супермаркеты и готовится там под присмотром местных шеф-поваров, «салатникам» поневоле приходится открывать и осваивать новые ниши. К тому же крупные магазины охотно пополняют свой ассортимент новыми предложениями — трудоемкими видами кулинарии, которую проще закупить на стороне, у специализирующейся на них фирмы. Поэтому бывшие производители «корейской морковки» переквалифицируются.
Так, популярная компания «Сольер», основанная в начале 90-х известным ресторатором Евгением Коганом, сначала занималась производством салатов. Однако конкуренция нарастала. «В конце девяностых столичный продовольственный рынок ощущал дефицит кондитерской продукции премиум-класса, — вспоминает Евгений Коган. — Поэтому мы решили создать новый брэнд, ориентированный на разборчивого покупателя со средним и высоким достатком». Теперь «Сольер» выпускает свадебные и юбилейные торты, практикуя индивидуальный подход к каждому заказчику, а также затевает строительство целой сети элитных кафе-кондитерских под маркой Doucet X.O.
— Я занимаюсь производством и реализацией салатов с 1993 года, то есть с тех лихих времен, когда всякое увеличение сроков годности более чем на шесть часов приводило органы Госсанэпиднадзора в шок! — говорит Марина Ковалева («Великоросс», Санкт-Петербург). — Сегодня соответствовать ТУ — не проблема. А вот работать с салатами все сложнее. Я считаю, сетевым магазинам со своими производствами не стоит забывать о добросовестных производителях салатов и кулинарии «на стороне».
Однако Марина Ковалева не стала ждать «милостей от природы». Сегодня «Великоросс» — владелец нового, уже достаточно известного брэнда «Хрустальная снежинка»: в упаковках шестигранной формы компания реализует традиционные заливные и студни, приготовленные по старинным рецептам национальной русской кухни. При этом продукт придуман очень хитро: при подаче на стол содержимое перевернутой упаковки принимает на блюде вид шестигранника с празднично оформленным «фасадом».
Компания «Савон-К» также выходила на рынок в 1995 году со свежими салатами. Однако уже через четыре года она приняла решение развивать новое направление — приготовление «первых блюд». Теперь в ее ассортименте 20 быстрозамороженных супов (борщ, щи с грибами, суп из осетрины, суп по-тайски и рассольник с фрикадельками из кальмаров) и аналогичное количество «ходовых» салатов.
Наконец, отдельные хитрецы сегодня успешно эксплуатируют интерес к японской кухне. Грех пренебрегать такой возможностью, если даже в меню одесского ресторанчика гордо значатся «вареники с сакурой»! Помимо нескольких десятков мелких компаний, крутящих роллы едва ли не на дому, на рынке есть всего два заметных производителя. В Москве это компания «Арирам», которая была одним из ветеранов салатного рынка, а теперь активно «разбавляет» это производство сушиманией. Она поставляет свою продукцию в розничные сети столицы на развес. Однако наиболее крупным игроком в этом сегменте, на порядок обгоняющим ближайшего конкурента, является молодая питерская компания «Торговый дом «Атланта», наладившая выпуск суши и роллов в апреле-мае и всего за полгода нарастившая производство до 2,5 миллиона штук в месяц.
В бывшую столовую
Учитывая требования рынка, входить в этот бизнес с минимальными инвестициями сегодня не стоит. Нижняя планка, по словам экспертов, — небольшой цех производительностью 100 килограммов салатов в день. На таких предприятиях большинство операций — чистка овощей и нарезка многих компонентов — производится вручную. Минимальный комплект оборудования, а также получение разрешений от санитарных служб и комитета по потребительскому рынку обойдется предпринимателю в 10-15 тысяч долларов.
К организации салатного цеха санитарные службы предъявляют очень жесткие требования. Оптимально для этих целей подходят бывшие пищевые производства или помещения столовых. Кроме того, придется сертифицировать цех и блюда, приготовленные по оригинальным рецептам. Как показывает практика, на утверждение списка рецептов из 10–15 блюд требуется около 500 долларов и три месяца «бумажной работы».
На организацию более мощного цеха производительностью 200 килограммов в час потребуется уже около 200 тысяч долларов. Правда, есть эконом-вариант — комплекс отечественного производства ИПКС-0610 стоимостью 400 тысяч рублей. Он включает в себя все необходимое для приготовления (от очистки овощей до варки, заправки и т. п.) и упаковки в пластиковые лотки. Однако многие предпочитают закупать технику европейских производителей, опасаясь поломок и, как следствие, простоев и порчи продуктов. А это гораздо дороже: только одна овощерезка стоит 25 тысяч евро.
Советы начинающим
Проблемы логистики. Срок реализации салатов — 36 часов, нужно каждое утро осуществлять доставку в торговые точки, так что если у вас поставка сегодня в 7.00, завтра в 17.00 вы должны снять товар с витрины. По этой причине цех работает в основном в две-три смены — в первую очередь, вечернюю и ночную, поскольку в 5.00 утра продукт должен быть готов, а заказы сформированы.
Много ручного труда. Например, чистка вареных яиц. Или — те же глазки на картошке, которые машина распознать пока не может.
У персонала, за исключением разнорабочих, должны быть медицинские книжки и профильная профессия. Даже резчики должны иметь специализированное образование! Как следствие, кадрам нужно уделять особое внимание.
Есть еще один немаловажный фактор, с которым вам наверняка придется столкнуться, — возможный конфликт между вашим цехом и магазинами. Возвраты — 3-10% всех объемов поставок, убытки — за счет производителя. Таков «закон джунглей», по которому живут сети.
Вячеслав Кондратьев, «Сольер»
Комментариев нет:
Отправить комментарий